«СМАРТС» отчитался об успешном внедрении проекта «Система мониторинга автомобильных дорог на базе распределенного акустического сенсора». - Пресс-центр

«СМАРТС» отчитался об успешном внедрении проекта «Система мониторинга автомобильных дорог на базе распределенного акустического сенсора».

Реализации проекта «Система мониторинга автомобильных дорог на базе распределенного акустического сенсора» осуществлялась в 2019 - 2021 годах. Проект поддерживался Грантом РФРИТ на государственную поддержку проектов по внедрению отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе "сквозных" цифровых технологий, в субъектах Российской Федерации в рамках реализации Федерального проекта "Цифровые технологии".

В результате реализации проекта в Самарской области на участке автомагистрали М-5 протяженностью около 240 км запущена система мониторинга автомобильных дорог на базе распределенного акустического сенсора. Это первое решение такого масштаба, применённое для обеспечения контроля дорожной обстановки в мире.

Волоконно-оптический кабель, расположенный в теле автомобильной дороги, является сенсором, который «слышит» низкочастотные вибрации, производимые движущимся автотранспортом. При этом на всем протяжении не требуется наличия электропитания, оно необходимо только для функционирования оборудования распределенного акустического сенсора в узлах связи, располагающихся, как правило, в городах. Система работоспособна в любое время суток, в том числе в условиях ограниченной видимости. Она гармонично дополняет комплексы фотовидеофиксации, которые контролируют небольшой участок дороги и зависимы от условий видимости.

Внедрение комплекса позволит оперативно реагировать на аварии и нештатные ситуации на автодорогах за счет возможности их мониторинга в реальном режиме времени. Такая архитектура даст возможность организации оперативного выезда на место происшествия служб экстренного реагирования: МЧС, ГИБДД, скорой помощи, пожарной службы. Также система «видит» все изменения транспортного потока и позволяет выявлять «проблемные» места и оптимизировать автомобильное движение, повышая пропускную способность автомобильных дорог.

Система имеет широкий функционал: есть возможность работы с векторными картами и HD-картами местности, доступна визуализация ситуации на дороге – на картах отображаются все классифицируемые транспортные средства, технические средства организации дорожного движения, а также другие объекты и события. У каждого объекта и события есть наименование, координаты, визуальный индикатор, история возникновения и т. п. Операторы системы могут переходить к просмотру детальной информации по представленным на карте объектам и событиям. Весь перечень объектов можно фильтровать по различным критериям или выполнить по нему полнотекстовый поиск. Для пользователей доступна навигация: переключение между разными слоями карт, изменение масштаба, фокусировка на выбранных объектах или событиях. Карта местности и список объектов и событий автоматически обновляются в режиме реального времени. Имеется возможность настраивать уведомления о событиях, настройка их параметров, хранить исторические события, разграничивать роли пользователей. Система имеет развитый функционал по обработке статистики событий и транспортного потока, может формировать различные отчеты и графики.

Система способна выделять такие события, как движение автомобилей и дорожной техники, выход на дорогу пешеходов, проведение дорожных работ, проникновение в колодцы кабельной канализации, затор, съезд транспортных средств на обочину и т. д. При помощи математических алгоритмов и нейронных сетей система способна, в том числе, выделять в общем потоке событий конкретный автомобиль и отслеживать траекторию его движения.

В перспективе Система будет автоматически определять ДТП и оперативно информировать соответствующие службы.