«Почему дорожникам нужно использовать обочину?»
Как выбрать места для прокладки телекоммуникационной инфраструктуры: в обочине автодороги или в полосе отвода рядом с дорогой. В рамках этой статьи предлагаем рассмотреть плюсы и минусы обоих вариантов.
Источник: журнал «Автомобильные дороги», № 3, 2023 г.
«Почему дорожникам нужно использовать обочину?»
Как выбрать места для прокладки телекоммуникационной инфраструктуры: в обочине автодороги или в полосе отвода рядом с дорогой. В рамках этой статьи предлагаем рассмотреть плюсы и минусы обоих вариантов.
Полоса отвода рядом с дорогой
В этом случае стоит отметить ряд существенных недостатков.
-
Невозможность доступа к инфраструктуре в зимний, дождливый и паводковый периоды, т.е. примерно 70% времени.
-
Затопленные колодцы и трубы, необходимость откачки из них воды и просушки и как следствие – вывод сооружения из строя через 2-3 года.
-
Неэффективность финансовых инвестиций, незаинтересованность партнеров-связистов, которые могли бы помочь в грамотном обустройстве ИТС и V2X.
-
Увеличение удельных затрат в 3-5 раз.
-
Создание излишней нагрузки на экологию и увеличение углеродного следа: полиэтиленовые трубы d110 мм вместо микротрубок d16 мм, в 14 раз больший объем земляных работ и др.
Обочина автомобильных дорог.
В этом случае появляется ряд преимуществ и возможностей.
- Структура автодорог является многослойной, что обеспечивает оптимальные дренажные условия для телекоммуникационной инфраструктуры, исключая ее затопление, заиливание и мерзлотные деформации. Это гарантирует ее сохранность, дает возможность легкого круглогодичного обслуживания.
- Технология обеспечивает быстрое подключение объектов ИТС, АСУДД, V2X, автозаправочных станций, гостиниц, базовых станций операторов и др. Кроме этого, к оптоволоконной сети связи смогут подключиться и населенные пункты.
- Существенно снижаются затраты на строительство. Становится возможным совместить создание связной инфраструктуры с одним из этапов работ при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автодороги.
- Сводится к минимуму риск повреждения кабеля и колодцев строительной техникой в процессе эксплуатации, так как сторонние организации не смогут выполнять строительные работы без согласования с дорожниками.
- Технология позволит организовать акустический мониторинг автодороги для мониторинга дорожной обстановки и расширения функционала АСУДД.
- Технология позволяет обеспечить дополнительное размещение 2 труб для силовых кабелей в интересах ключевых бенефициаров.
- И наконец, самый важный аспект – экономическая эффективность. За счет применения инновационных подходов в строительстве, снижающих объем земляных работ, многоцелевого назначения инфраструктуры в интересах различных бенефициаров (государства, владельцев автодорог, операторов связи, владельцев придорожного сервиса, автоводителей и просто жителей) достигается колоссальный мультипликативный эффект для экономики страны в размере свыше 11 трлн. рублей в перспективе 8 лет. При этом стоимость строительства инфраструктуры по инновационной технологии «СМАРТС» ~1% от стоимости реконструкции автодорог.
Сегодня все специалисты отрасли сходятся во мнении, что сети связи – обязательный элемент дорог будущего, без них невозможна цифровая трансформация дорожного комплекса.
Сейчас главное – не упустить шанс и совместить эти два процесса: строительство и реконструкцию автодорог с прокладкой связной инфраструктуры, что обеспечит оптимальные параметры реализации технологии и минимизации финансовых затрат для российской экономики.
Подробнее в статье «Автомобильные дороги», № 3, 2023 г.